Увеличение объемов экспорта российского газа в Европу, которые помогут сбить рекордные котировки «голубого топлива» на торговых площадках Старого Света, последует только после одобрения европейскими регуляторами уже готового приступить к работе трубопровода «Северный поток-2». Как сообщает американское финансовое издание Bloomberg, именно это условие является разменной монетой в переговорном процессе между Москвой и Брюсселем относительно дальнейших взаимоотношений в энергетической сфере. Пока не ясно, в каком формате продолжится сотрудничество — число недоброжелателей российского проекта в Евросоюзе растет с каждым днем, однако приближающиеся холода, к которым западные страны не готовы, может поспособствовать принятию положительного решения в отношении СП-2.
Как сообщает Bloomberg, ссылаясь на близкие к Кремлю и «Газпрому» источники, в настоящий момент у Москвы нет желания делать Брюсселю «одолжение» в виде наполнения европейского рынка, страдающего от недостатка энергоресурсов, дополнительными объемами «голубого топлива». Государства Старого Света получат необходимый газ только после сертификации СП-2, за счет которого российская монополия сможет доставлять сырье в ЕС в обход украинской транзитной системы. Напрямую называть такую позицию руководства «Газпрома» шантажом, наверное, не стоит — компания выполняет все контрактные обязательства перед своими европейскими партнерами. Вместе с тем, дефицит углеводородов накануне зимнего отопительного сезона может вынудить Евросоюз поторопиться с одобрением новой энергетической магистрали.
Заявка от оператора трубопровода Nord Stream 2 на сертификацию СП-2 поступила в Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) в начале сентября. По европейским правилам, окончательное решение, одобряющее проект или отказывающее в эксплуатации, должно быть принято до 8 января 2022 года. С точки зрения Берлина, к трубе не может возникнуть каких-то кардинальных претензий — запуск газопровода превратит Германию в самый мощный энергетический хаб на территории Евросоюза.
Между тем формальный на первый взгляд процесс согласования СП-2 способен стать поводом для разжигания конфликта вокруг нового экспортного маршрута российских углеводородов. Дело в том, что к оценке преимуществ и недостатков трубы немецкий регулятор привлек польскую госкомпанию PGNiG, которая уже давно не скрывает своего негативного отношения к расширению доли нашей страны в энергобалансе ЕС. Более того, к процессу сертификации намерена присоединиться Украина, которая уже отправила соответствующую просьбу в BNA. Хотя как Варшава, так и Киев вряд ли смогут получить право накладывать вето на выдачу сертификата СП-2, задержать его ввод в эксплуатацию на несколько месяцев — примерно до мая будущего года — у противников газопровода скорее всего получится.
В такой обстановке Москве необходимо выстраивать диалог с новыми первыми лицами в немецкой политике. Недоброжелателей в Берлине у российской монополией становится все больше. «Чего стоит призыв сопредседателя партии «зеленых» Анналены Бербок, включить «красный свет» на пути российской трубы к немецким распределительным сетям, который может перерасти в расширение антироссийской позиции среди нейтрально настроенных к проекту представителей еврозоны, — предупреждает экономист, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. — Последнее слово останется за пока еще не избранным канцлером Германии. Стоит надеяться, что лоббистские возможности Nord Stream 2, в работе которого задействовано около десятка крупнейших европейских корпораций ЕС, утихомирит антироссийские факторы, тем более, накануне наступления холодов».
Формально решение о сертификации газопровода должно самостоятельно принять BNA. Однако агентство подчиняется Федеральному министерству экономики и энергетики Германии, значит центр принятия окончательного вердикта находится «выше», — рассуждает эксперт ИАЦ Hamilton Антон Гринштейн. Поэтому, до тех пор, пока не будет сформировано новое немецкое правительство, никаких официальных решений относительно будущей работы трубопровода не будет принято.
Впрочем, даже скорейший запуск СП-2 в эксплуатацию вряд ли существенно повлияет на ситуацию с энергоносителями в Европе. Подключение новой трубы к локальным сетям континента представляет собой достаточно сложную технологическую цепочку — сначала транспортные ветки придется заполнять техническим газом, что будет сопровождаться постоянными проверками на возможные утечки, а на максимальную мощность трубопровод выйдет в течение года-полутора, не раньше. «Заявления о попытке России на фоне энергетического кризиса в ЕС добиться скорейшего запуска СП-2 можно считать явными спекуляциями, — полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Эти упреки в адрес нашей страны — исключительно политические игры, в которых, увы, отсутствует разумное экономическое зерно».