Украина пошла на крайние меры ради остановки «Северного потока — 2»

Украина вновь пытается помешать пуску в эксплуатацию уже достроенного «Северного потока — 2». Киев заявил, что готов увеличить прокачку топлива по своей газотранспортной системе (ГТС) на 55 млрд кубометров в год — то есть именно на тот объем, который Россия собирается экспортировать в Европу по новому трубопроводу. Предложение адресовано любым поставщикам, только сомнительно, что желающие найдутся, поскольку помимо нашей страны к трубам Незалежной не подключен ни один крупный производитель «голубого топлива».

Украина пошла на крайние меры ради остановки «Северного потока - 2»

По словам главы «Нафтогаза» Юрия Витренко, Украина готова организовать транзит сырья в Европу, равный по мощности трубопроводу «Северный поток – 2» (СП-2). Свободные мощности в ГТС страны для подобных операций присутствуют. Воспользоваться офертой сможет как «Газпром», так и все остальные желающие, причем поставщику предоставят специальные условия — плата за транзит будет снижена вдвое. Стоит отметить, что ровно год назад, в октябре 2020-го, Киев угрожал вовсе отказаться от транзита российского газа и более чем вдвое сократить поставки сырья по своим трубам.

Формально украинская ГТС способна прокачать дополнительные 55 млрд кубометров. Система является одним из старейших и второй по длине газопроводного маршрута в Европе — протяженность труб Незалежной превышает 280 тыс километров, из которых львиная доля приходится на внутренние распределительные ветки. Ее первая нитка была запущена в эксплуатацию после Великой Отечественной войны и вплоть до распада Советского Союза транспортные мощности активно развивались. Однако в своей новейшей истории Украина не добавила к ГТС фактически ни одного километра. Хотя «Газпром» ежегодно перечислял Киеву примерно по $2-3 млрд за транзит сырья европейским покупателям, деньги в основном расходовались на другие цели. За годы независимости эта статья доходов принесла Незалежной не менее $100 млрд, из которых лишь четверть пошла на развитие и поддержку работоспособности трубы.

Читайте также:  Россия начнет раздавать «золотые паспорта» в обмен на инвестиции: обнародованы условия получения

«Об изношенности украинской газотранспортной системы ходят легенды. Очевидно, что в Киеве даже не представляют, какая сумма требуется на модернизацию ГТС», — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. К примеру, осенью 2013 года тогдашний премьер Украины Николай Азаров подсчитал, что апгрейд трубопроводов стоит $6 млрд. Со временем сумма инвестиций, необходимых для проведения ремонтных работ, постоянно увеличивалась: чиновники Незалежной называли и $15 млрд, и $20 млрд. Тем не менее, даже в таком несовершенном состоянии нынешняя мощность трубопровода позволяет ежегодно перекачивать до 145 млрд кубов «голубого топлива».

На первый взгляд, предложение Украины увеличить транзит газа по своей транспортной системе выглядит рыночным. Киев обращается ко всем потенциальным поставщикам сырья, включая «Газпром», причем даже предлагает 50-процентную скидку на прокачку «голубого топлива». С другой стороны, такая оферта главным образом адресована именно российской монополии, поскольку помимо нашей страны иных снабженцев, способных обеспечить такие серьезные объемы энергоресурсов, найти просто невозможно.

Дело в том, что изначально украинская ГТС задумывалась как для обеспечения энергоресурсами местных потребителей и жителей южных регионов СССР, так и для экспортных поставок в Европу. Изначально предполагалось, что трубы будут наполняться топливом с западносибирских месторождений России. Система также перекачивала газ, добытый в самой Незалежной, но это сырье преимущественно не покидало пределов республики. Зарубежными получателями углеводородов в основном были «братские» Румыния, Польша, Венгрия и Словакия. Также ГТС соединялась с магистралями Белоруссии и Молдавии. Таким образом, предлагая свои трубопроводы другим игрокам, не считая Россию, Киев обращается именно к этим государствам. Однако перечисленные страны являются не экспортерами, а импортерами «голубого топлива», причем, частенько сами испытывают заметный дефицит энергоресурсов, как, например, сейчас Молдова.

Читайте также:  Как покупали дачи во времена СССР: история подпольных сделок

«Трудно представить, что кто-то из них сможет обеспечить украинской системе дополнительный транзит. Теоретически, возможны локальные поставки, но на порядок меньше предлагаемых Киевом объемов», — считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В свою очередь, Россия вряд ли захочет использовать трубы Незалежной сверх законтрактованных 40 млрд кубометров. Даже в случае снижения транзитных тарифов, нашей стране будет выгоднее пользоваться собственным СП-2, который не только современнее и надежнее, но и гораздо короче украинского аналога. «Киев опоздал со своим предложением более чем на десятилетие — его надо было сделать еще в 2009 году, когда идея строительства СП-2 только обсуждалась. В настоящий момент заполнить украинскую ГТС смогут разве только марсиане», — иронизирует собеседник «МК».