СП-2 не выходит из зоны риска: построенный газопровод могут демонтировать

Отказ Германии от выплаты денежной компенсации России в случае полной заморозки уже достроенного «Северного потока — 2» (СП-2), о котором заявил вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек, вызвал чувствительную реакцию среди экспертного сообщества. Участники рынка начали обсуждать самые разнообразные сценарии дальнейшего развития событий вокруг газопровода. Одни аналитики настроены позитивно и уверены, что «Газпром» удачно пройдет сертификацию трубы и ничего не помешает началу работы проекта. Другие не исключают, что на СП-2 будет поставлена точка и российская монополия будет вынуждена демонтировать подводные конструкции, проложенные через акваторию Балтийского моря.

СП-2 не выходит из зоны риска: построенный газопровод могут демонтировать Фото: nord-stream2.com

Обновление политической элиты Германии, считавшейся главным союзником России в вопросе скорейшего запуска СП-2 в эксплуатацию, привело к охлаждению отношения Берлина к газопроводу. Сначала в ноябре прошлого года Федеральное сетевое агентство страны приостановило процесс сертификации швейцарского оператора проекта Nord Stream 2 AG, а в конце января предупредило, что не будет платить компенсацию, если немецкий регулятор или Еврокомиссия не станут одобрять работу нового российского экспортного маршрута. Ужесточение риторики со стороны Берлина подтверждает тот факт, что судьба самой современной морской газопроводной системы планеты продолжает балансировать на ниточке.

С одной стороны, как полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, очевидных причин для серьезного беспокойства не наблюдается. «Немцы прямо не говорят, что Европе не нужен новый трубопровод. Процесс сертификации СП-2 столкнулся с юридическими требованиями, носящими бюрократический характер. Преодоление таких препон является лишь делом времени», — полагает эксперт.

Вместе с тем, участники рынка предлагают готовиться к более драматичному сценарию. Еврокомиссия продолжает демонстрировать, что пока не стремится давать «зеленый свет» началу работы газопровода. В частности, на днях представители высшего органа исполнительной власти союза подтвердили, что намерены дождаться экспертного мнения Украины относительно необходимости проекта странам континента. Вряд ли Киев даст благожелательные оценки СП-2. Кроме того, на мнение европейцев также, как и раньше, наверняка будет давить Вашингтон, который хоть и взял паузу с прессингом трубы, однако окончательно не отказался от новых санкций против газопровода.

Читайте также:  Назван средний размер пенсии в РФ после расширенной индексации

Вполне возможно, что «Газпрому» придется оспорить затяжку готового к работе проекта в европейских арбитражных инстанциях, считает замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Если к монополии присоединятся зарубежные партнеры, оплатившие половину затрат на строительство трубопровода и планирующие получать маржу от поставок российского «голубого топлива» по новому маршруту, то исход процесса может оказаться в пользу нашей компании.

Между тем, судебные разбирательства способны затруднить и отдалить запуск СП-2 в эксплуатацию на неопределенное время. В лучшем случае, полноценная работа проекта будет надолго законсервирована, а в худшем — «Газпрому» придется демонтировать проложенные по балтийскому дну экспортные ветки и вложения в создание маршрута никогда не окупятся.

При любом раскладе, сейчас Берлин не перестает показывать, что будущее сырьевого канала не выходит из-под жесткого контроля Старого Света, а соглашение, заключенное в июле между ФРГ и США, предполагающее самые плачевные последствия, если Россия будет использовать энергетику в качестве политического «оружия», остается актуальным. «Пересечение «красных линий» сразу же приведет к жестким санкциям, которые давно готовились», — предупреждает Роберт Хабек.

Поэтому, эксперты не исключают, что немцы вскоре вспомнят свои прошлогодние угрозы и вернутся к обсуждению создания механизма «отключения» Германией поставок российского газа в Европу, заметного увеличения инвестиций в энергетический сектор Украины и повышения вложений в собственные возобновляемые топливные сектора.