Преодолев на Мосбирже сразу две психологических отметки – 80 за доллар и 90 за евро, рубль вступил в новую для себя реальность. Там, за поворотом, его ждут новые испытания и риски. Они связаны не только с ухудшением геополитического и информационного фона, но и с массой других обстоятельств – монетарных, сырьевых, финансовых. Мы спросили экономистов, что такого должно произойти, чтобы тренд развернулся и рубль начал укрепляться.
В последний раз отечественная валюта брала антипланку в 80 за доллар в ноябре 2020 года, а 90 за евро – в июле 2021-го. Сейчас она слегка восстановилась – до 78,5 и 87,8 по биржевому курсу. По оценкам экспертов, это произошло после того, как вечером 26 января американский посол в РФ Джон Салливан привез в МИД письменный ответ Вашингтона на требования Москвы о гарантиях безопасности (между Россией и Западом). Ответ был невнятный, но биржевики расценили, что это лучше, чем ничего.
«Под прессом геополитических рисков рубль находится с 2015 года, — напоминает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Их обычная доля в курсообразовании составляет от 3% до 5%. Сегодня гораздо больше. Отсутствие позитивных новостей с международных «фронтов» накладывается на фундаментальную неопределенность с курсом рубля, как валюты развивающейся страны. Для рыночных игроков крайне важно зацепиться за любой, внешне благоприятный поворот в событиях, в риторике сторон. Но пока мы этого не видим. Похоже, Запад преследует одну цель – насолить России, избегая шагов, которые можно было бы трактовать как позитив. Мол, пусть подергаются».
Впрочем, не одна геополитика определяет ситуацию. В ожидании мартовского повышения ставки Федрезервом США (предположительно, на 3-4 процентных пункта) инвесторы подстраховываются, избавляясь от активов развивающихся государств. Рынки ждут, что курс доллара двинется по повышательной траектории, а нефть, напротив, подешевеет. Согласно свежему прогнозу Citygroup, в четвертом квартале баррель марки Brent будет стоить $65, отмечает Масленников. Главное, чего опасаются инвесторы, — это растущие риски дефолтов по корпоративным и суверенным долларовым долгам. И МВФ, и Всемирный банк, и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) крайне озабочены перегревом на глобальном рынке заимствований. Самое простое в этих условиях – как можно скорее избавиться от «токсичных» активов.
«В целом инвесторы относятся к рублю достаточно спокойно, хотя он явно попал под раздачу, на фоне победного шествия «Омикрона» по планете, — рассуждает Масленников. – В действительности их опасения больше связаны с Аргентиной, Турцией, отчасти Индонезией. У нас макроэкономическая политика достаточно жесткая».
Рублю помогла бы деэскалация политического конфликта России с США и НАТО, говорит старший аналитик Forex Optimum Александр Розман. Однако стороны пока не демонстрируют подлинной готовности к компромиссу, сохраняя непримиримую риторику. Все «уступки» Запада носят косметический характер. Как заявил зампред Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, Москву не может удовлетворить ответ США на ее требования о гарантиях безопасности.
Дальнейшее развитие событий зависит от итогов переговоров между главами МИД, а также от заявлений руководства двух стран. Если биржевики в этих заявлениях почувствуют «разрядку», то не исключено, что в течение февраля российская валюта укрепится до 75-76 за доллар.
«По большому счету единственной причиной январского ослабления рубля являются страхи иностранных инвесторов, — отмечает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. – По-прежнему не ясно, собираются ли США и ЕС ввести некие ограничения на владение акциями российских компаний и облигациями госдолга Минфина или вся эта санкционная тема – обычный блеф. Кроме того, рынки должны убедиться, что на границе России с Украиной не последует масштабных провокаций с дежурными обвинениями в адрес Москвы в «агрессии». Только тогда они остынут в своих страхах, и в ситуации с рублем наступит перелом».
С чисто экономической же точки зрения, полагает Пушкарев, позиции рубля выглядят вполне устойчиво. У России надежная и 4-я по величине в мире (после Китая, Японии и Швейцарии) подушка золотовалютных резервов величиной в $638 млрд, нет проблем с внешнеторговым балансом, который еще и улучшается – благодаря высоким мировым ценам на металлы, удобрения, зерно, наконец, нефти под $90 за баррель.
Тренд на снижение курса рубля могут переломить успешные для нас переговоры, в результате которых НАТО согласится не наращивать свое присутствие в Европе. Либо США примут требование Москвы не поставлять дополнительные вооружения таким странам, как Украина и Грузия, рассуждает частный инвестор Федор Сидоров. Но пока условия для смены геополитической повестки не просматриваются. В целом же для рубля существует лишь одна перспектива – неуклонно, без резких падений слабеть к доллару и евро.