Газовый голод Европы: у «Северного потока-2» появился мощный союзник

Приближение зимы и жесткий дефицит запасов в подземных хранилищах подбросили европейские котировки природного газа до очередного исторического рекорда — тысяча кубометров на рынке Старого Света теперь стоит $760. Производители сжиженного топлива не собираются спасать европейцев, поскольку им выгоднее продавать сырье азиатским странам по гораздо более высоким ценам. Не исключено, что до конца года цены на газ достигнут $1000. Россия в свою очередь может извлечь двойную пользу из проблем Европы в газом: с одной стороны, заработать дополнительную прибыль от экспортной продажи сырья; с другой — получить возможность заполнить недавно достроенный газопровод «Северный поток-2» на все 100%.

Газовый голод Европы: у «Северного потока-2» появился мощный союзник

Стоимость газа на европейских биржах в ближайшее время может вдвое обогнать котировки нефти. За тысячу кубометров на международной торговой площадке ICE Futures, специализирующейся на продаже энергоносителей, сейчас требуют $760, что соответствует примерно $125 за баррель нефтяного эквивалента. В свою очередь, за бочку «черного золота в реальности дают чуть более $73.

Нынешняя ценовая конъюнктура, с которой приходится мириться потребителям «голубого топлива», складывается сразу из нескольких обстоятельств. По данным отраслевого портала Gas Infrastructure Europe, резервы газа в подземных хранилищах континента остаются на минимальном уровне, не позволяющем жителям Старого Света комфортно пережить осенне-зимний сезон. Европейские запасники заполнены лишь на 42%, что почти на 5% ниже среднего показателя за последнюю пятилетку. С наибольшим дефицитом сырья столкнулись французы и немцы, в хранилищах которых накоплено всего 30-35% от базового объема.

Внутриевропейская добыча газа также оставляет желать лучшего. Так, норвежская национальная энергокомпания Equinor во II квартале, даже несмотря на запуск нового гигантского месторождении Johan Sverdrup, снизила производство сырья на континентальном шельфе на 5%.

Читайте также:  Россиянам предрекли новое подорожание в 2022 году: одежда, интернет, электроника

Еще одной ключевой причиной рекордного роста европейских газовых котировок эксперты называют переток поставок сжиженного топлива на азиатские рынки, стоимость «голубого топлива» на которых значительно выше, чем на европейских торговых площадках. К примеру, в Сингапуре котировки тысячи кубометров вплотную приблизились к отметке в $1,2 тыс.

Любопытно, что даже невзирая на все перечисленные рыночные факторы, ряд политиков Старого Света пытается переложить вину в ценовом буме на плечи России. Критики утверждают, что авария на перерабатывающем заводе «Газпрома» в Новом Уренгое, которая произошла в начале августа, привела к срыву экспортных контрактов российской монополии, что по цепочке привело в дальнейшем к взлету котировок. Подобные заявления выглядят неубедительно, поскольку экспорт российского трубопроводного газа в страны Дальнего Зарубежья за 8 месяцев этого года достиг максимальных значений за всю историю поставок, превысив уровень в 130 млрд кубометров.

По оценке директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, уже в ближайший месяц газовые цены способны оказаться возле еще одной психологически важной отметки в $850 за тыс кубометров, после которой в случае холодной зимы могут взять курс на следующий рубеж в $1 тыс.

России по силам извлечь двойную выгоду из сложившегося на европейском топливном рынке положения. Во-первых, высокие цены на «голубое топливо» сулят дополнительную прибыль «Газпрому», рост зарубежных продаж которого станет залогом повышенных налоговых выплат в бюджет. Во-вторых, дефицит «голубого топлива», тревожащий сейчас европейцев, может оказаться на руку «Северному потоку-2» (СП-2), о полном завершении строительства которого на днях заявила монополия. В настоящее время газопровод проводит последние пусконаладочные испытания, чтобы с начала октября приступить к первым коммерческим поставкам. Одновременно «Газпрому» необходимо пройти несколько сертификаций в европейских регулирующих ведомствах. Законодательство ЕС ограничивает заполнение нового сырьевого маршрута на 50%, так как в случае с СП-2 российская компания является не только поставщиком, но и владельцем газопровода. «На фоне нынешнего недостатка топлива Еврокомиссия может не только облегчить «Газпрому» получение всех необходимых сертификатов, но и снять лимит на транспортировку сырья по этому направлению, доведя экспортные возможности монополии до 100%», — считает Пикин.