Минфин анонсировал 12 изменений налогов для россиян

Министерство финансов решило скорректировать налогообложение россиян. Об этом говорится в приложении к «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики до 2024 года». Налоговая нагрузка может усилиться для букмекеров и компаний, имеющих сотрудников за рубежом. В то же время предполагается увеличить число претендентов на налоговые вычеты. Какие из 12 предлагаемых инициатив сильнее всего затронут россиян и почему Минфин решился на модернизацию фискального законодательства, «МК» разбирался с помощью экспертов.

Минфин анонсировал 12 изменений налогов для россиян

Одна из наиболее заметных налоговых инициатив касается удаленных сотрудников российских компаний — тех, кто работает за границей. Минфин хочет обязать их платить НДФЛ, поскольку источники их доходов находятся в России. «Подобное решение следует рассматривать через призму положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения», — считает Владимир Саськов, эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ. Но российским компаниям такие изменения, скорее всего, не понравятся, да и не так много у них иностранных сотрудников. «Чтобы не увеличивать собственную налоговую нагрузку, бизнес будет искать варианты вывести таких сотрудников в тень», — предупреждает Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари». Это не самая хорошая новость.

Последствия от другой новации почувствуют россияне, выигрывающие деньги на спортивных ставках. Минфин предлагает ужесточить налоговый контроль над выигрышами в букмекерских конторах. В настоящий момент, если сумма такого выигрыша составляет больше 15 тыс. рублей, то налоги платит букмекер, а если меньше, то игроки должны это делать самостоятельно. В результате корректировки ожидается, что компании-букмекеры будут платить налоги с выплаты всех выигрышей. По мнению Анны Бодровой, удержание налога с выигрыша через букмекерские конторы при любом его размере локально снизит привлекательность этого вида деятельности.

Еще одна инициатива касается Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Оно будет обязано передавать в Федеральную налоговую службу информацию о выплаченных вкладчикам процентах в случае ликвидации или банкротства банка. Желание усилить контроль в этой сфере понятно. Минфину это необходимо в связи с отсутствием законных оснований для передачи таких сведений самими кредитными организациями. Тут дискуссионным является само решение брать налоги с процентов по вкладам физических лиц. «Я принципиально против налогов на проценты по банковским вкладам и считаю, что эта идея налоговиков вредная, — говорит член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. — Во-первых, банковские вклады — это средства граждан, которые остались у них с доходов, по которым уже уплачены все налоги. Чаще всего люди откладывают на депозиты часть зарплаты, поэтому налоги по этим деньгам уже выплачены и самим гражданином, и компанией, которая ему зарплату начисляла. Во-вторых, ввод налогов на проценты по банковским вкладам будет стимулировать интерес россиян к иностранной валюте и снижать привлекательность рубля как средства сбережения, а это вредно для экономики и государства». Но Минфин смотрит на ситуацию со стороны наполнения бюджета, поэтому решил привлечь к процессу контроля АСВ.

Впрочем, часть инициатив Минфина направлена на поддержку россиян. Ведомство планирует расширить список получателей налоговых вычетов. Так, предлагается увеличить предельный возраст детей налогоплательщиков, которые претендуют на социальный вычет — за оплату медицинских услуг и лекарств — до 24 лет, если они обучаются на очной форме. Вместе с тем стандартный налоговый вычет станет доступен гражданам, на попечении которых находятся дети или подопечные, признанные недееспособными.

Мнения о том, как сильно инициативы Минфина могут наполнить бюджет, разошлись. По мнению Александра Разуваева, все эти предложения просто упорядочивают фискальную систему и вряд ли серьезно добавят денег в казну. Другие аналитики считают негативным сам сигнал об ужесточении налогового режима. «Власти явно ищут источники поступления новых денег в бюджет и, что примечательно, находят их, — полагает Анна Бодрова. — Налоговые поступления в совокупности могут увеличиться на 2–5%, что в государственных масштабах, где счет идет на триллионы, довольно много».