Сегодня роль России в ситуации с энергокризисом в ЕС — одна из наиболее обсуждаемых тем в мировом медиапространстве. Как утверждает Bloomberg со ссылкой на анонимных собеседников в правительстве РФ и администрации президента, в текущих проблемах Старого Света Москва видит для себя возможность склонить европейцев к закупкам газа по менее волатильным долгосрочным газовым контрактам, а не по спотовым ценам на бирже.
Речь идет о намерении Кремля добиться от Брюсселя политических уступок, «переписать правила» европейского газового рынка, полагает Bloomberg. На его взгляд, «Газпрому» из-за неуступчивой позиции ЕС пришлось внести изменения в формулы определения цены, связав часть из них со стоимостью фьючерсов. Россия хотела бы вернуть в газовые контракты и привязку к ценам на нефть, которая сегодня присутствует лишь в 20% договоров. Другая ее цель — ускорить сертификацию «Северного потока-2», добавили источники Bloomberg: газопровод построен, но должен получить одобрение европейских регулирующих органов для запуска.
Между тем, президент РФ Владимир Путин вступил в заочную полемику со своими оппонентами в Европе, возлагающими на Москву ответственность за топливный кризис и рекордно высокие цены на газ. Выступив на пленарном заседании форума «Российская энергетическая неделя», Путин заметил, что некоторые партнеры России пытаются прикрывать собственные ошибки. По его словам, после прошлой холодной зимы на континенте многие страны не стали восполнять запасы газа перед новым сезоном, понадеявшись на спотовые поставки газа и тем самым еще сильнее «подхлестнули цены наверх».
«Европейцы делают вид, будто долгосрочные контракты изобрел Владимир Путин, — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Смысл этих контрактов в следующем: они рассчитаны на длительную перспективу, и продавец обязан поставить необходимые вам объемы сырья. Эти документы содержат в себе условие «бери или плати», а значит, — страховку для покупателя, который в любом случае не проиграет. Газовый рынок ЕС десятилетиями функционировал по такому принципу, и все было в порядке. А потом Еврокомиссия стала принуждать компании отказываться от долгосрочных контрактов, уверяя, что на спотовом рынке им всегда обеспечены нужные объемы по приемлемым ценам».
« Никто в России не собирается давить на Брюссель и использовать сложившуюся кризисную ситуацию в своих целях. Однако долгосрочные контракты объективно имеют свои плюсы, в частности, они сглаживают рост цен. Тут выбор исключительно за европейцами: хотите заключайте, не хотите — не заключайте. Только не надо делать вид, что Евросоюз не покупает газ ровно по таким же контрактам у других государств — Катара, Алжира и Норвегии. Еще как покупает. Но при этом во всех своих энергетических бедах винит исключительно Россию» — резюмирует Юшков.