«Белые мухи» уже полетели, а битва за урожай овощей в России еще продолжается. Итоговых цифр мы не знаем, но Минсельхоз бодро рапортует, что «будет не меньше прошлогоднего». Хотя сомнения остаются, не зря же ведомство намерено открыть импортные шлюзы.
Вот и депутат Госдумы Ренат Сулейманов прямым текстом заявил, что закупать картошку в Египте или Пакистане экономически выгоднее, чем производить сельхозпродукцию самостоятельно.
Казалось бы, нонсенс. Как такое возможно, чтобы выращенный, скажем, в Египте картофель, проделав длинный путь до российского прилавка, по цене оказался дешевле отечественного, брянского или ярославского?
Но такое вполне возможно, и депутат знает, о чем говорит, ведь он член аграрного комитета парламента, где собрана вся сельская элита страны. Эксперты осыпают нас цифрами и процентами, показывающими рост, и говорят, что так живет весь мир.
Но, наверное, не весь — если овощи из Египта или Пакистана дешевле доморощенных.
Может, под нашу экономику изначально, при переходе на капиталистические рельсы, заложили какую-то мину, и теперь, как бы мы ни боролись с ростом цен, они все равно растут?
Ради стабилизации на продовольственном рынке аграрное ведомство в очередной раз полно решимости ограничить экспорт, ввести заградительные пошлины. В общем, наступает на те же грабли, что год назад.
Все опять повторится с начала.
— Разумеется, депутат Сулейманов не призывает отказаться от собственного сельхозпроизводства в угоду импортных поставок, как понимают его слова некоторые аналитики, — говорит кандидат экономических наук Игорь Абакумов. — Когда идет экономическая война, а она идет с санкциями и контрсанкциями, негоже покупать патроны у вероятного противника. Продовольствие — стратегическое оружие XXI века, необходимо иметь свое: картошку, молоко — весь ассортимент. В своем спиче депутат ставит глобальную проблему отечественного села, что в последние годы там мало изменений к лучшему. Деревни пустеют и вымирают, работать некому. Принята государственная программа комплексного развития села — но она финансируется всего на 20% от потребностей. Вот и растут у нас цены на продовольствие, причем настолько, что закупить и привезти в Россию египетскую картошку выгоднее, чем произвести свою. Пора от призывов за сохранение крестьянского генофонда переходить к конкретным действиям.
Вся надежда на инициативу снизу, с земли. Что появится некий здравый механизм, который выработает рыночную фиксированную цену, — нет, не на 10 лет вперед, а хотя бы на будущий сезон.
Похоже, что такие стихийные попытки крестьян и торговли уже делаются.
Оказывается, чтобы потреблять качественные продукты и не мониторить ценовую свистопляску, сегодня необязательно иметь за городом свои 6 соток и упираться на них весь весенне-полевой сезон. Все тяжелые работы за вас может выполнить фермер или владелец личного подсобного хозяйства. Ваша задача — договориться с ним заранее, сколько и каких продуктов к вашему столу он должен произвести… в следующем году.
В Подмосковье налаживается фьючерсная продажа будущего урожая. Аванс на выращивание проплачиваешь сегодня, а овощи к борщевому набору и молокопродукты по фиксированным ценам начнешь получать весь будущий сезон.
Вопрос упирается в цены. Ни один эксперт в мире сегодня не скажет, сколько в 2022 году в Москве будет стоить картошка или, допустим, морковка. Курс рубля, ГСМ, инфляция, сезонные колебания… Как это предугадать здесь и сейчас, когда до сих пор идет уборка «старого» урожая?
Звоню председателю Московского крестьянского союза (МКС) Василию Тимофееву. Некоторые подмосковные фермеры, да и он сам, уже «записались» на «фьючерсную торговлю». «Мы рады любой, даже самой извращенной форме сбыта продукции, — признается он. — А здесь нам еще и предоплата под посевную будущего года».
Фьючерс на сельхозпродукты подразумевает, что нынешней осенью ты заказываешь конкретному фермеру набор овощей. И перечисляешь ему предоплату на весеннюю посевную. А уже с начала созревания урожая по фиксированным ценам отдельными порциями получаешь ассортимент товара. Здесь ключевое слово «фиксированные». Цены в контракте уже не могут поколебать ни курс рубля в 2022 году, ни сезонные скачки.
Как рассказывает Василий Сергеевич, его продукция (луховицкие огурцы, помидоры, постное масло холодного отжима и соленья) уже «схвачена». На будущий сезон будет поставлять заказчикам, в частности, по 100 килограмм огурцов в неделю.
— На свежие, с грядки овощи, выращенные по органической технологии, я готов сделать скидку в 20% от цены, которая была минувшим летом; на соленья — 15%, — рассказывает он. — Вопрос в том, от какой цены отталкиваться. Например, в супермаркетах огурцы можно было купить и по 30 рублей за кило. Тогда как на Даниловском или Измайловском рынках они дешевле 120 рублей не стоили. Есть риск, что я зафиксирую цену на 100 рублей, а на рынке в будущем году огурцы пойдут по 200…
Настоящая фермерская еда отличается от магазинной весьма серьезно. Как, впрочем, и цены на нее. Поскольку все промышленное производство продуктов у нас в стране достигается благодаря усердному применению химических средств, гербицидов и пестицидов, то оно вообще бывает не всегда полезно для организма.
Налаживающаяся фьючерсная продажа уже объединяет в своих рядах более 200 фермеров, в основном из Подмосковья и Центральных регионов России. Это мелкие производители с небольшими земельными наделами. Такие площади обрабатываются и обслуживаются вручную, без химии.
Ассортимент их продукции пока скромный: картошка и прочие корнеплоды, огурцы, помидоры, кабачки, баклажаны, яблоки, местная ягода — никаких авокадо.
Нетрудно предположить, что заказывать будущий урожай лучше сейчас; здесь, как и везде, действует принцип: кто первый встал, того и тапки. У некоторых производителей места уже заняты.
Что касается покупателей, то среди них есть те, которые заключают разовые контракты на какие-то продукты. Но еще больше тех (70%), кто остается постоянным клиентом.
Добавим, что любой заказчик при желании может созвониться со «своим» крестьянином или просто приехать к нему в гости, проверить свои грядки.
Хранение урожая до следующей весны на себя берет производитель. Ведь у городского жителя таких условий нет.
Допустим, семья из трех человек заказывает 100 килограмм натуральных экологических клубней. В контракте оговариваются сроки поставок. Что 100 кг будут пропорционально подвозиться по 5 килограмм в течение всего сезона: от молодой и ранней и до окончательного созревания сорта. Цена остается фиксированной — 120 рублей, независимо от конъюнктуры.
Доставка товара за отдельную плату — 300 рублей. Настроить транспортную логистику так же сложно, как вырастить урожай. Если человек будет получать сельхозпродукты по два раза в месяц, это обойдется в 600 рублей. Если раз в неделю, то 1200 рублей в месяц.
Система фьючерсов давно и широко развита на Западе, она хорошо помогает тамошним фермерам в реализации товара. В России инициатива пошла снизу. Минсельхоз разрабатывает программу продажи фермерских продуктов, предлагает покупателям напрямую работать с производителем. В чем его недостаток? Клубни, допустим, ему привезут из Дмитрова, яблоки из Коломны, молоко из Калуги. Все нужно отслеживать и контролировать.
А фьючерс — все это собирается в кучу и доставляется в день и в час, оговоренный в контракте.
Таким образом, на старте сезона фермер или ЛПХ уже знает, кому и сколько овощей он должен вырастить. Продаст их не перекупщикам за копейки, а по вполне достойным ценам. А на полученный перед посевной аванс заранее купит семена, проведет вспашку поля, в общем, подготовится к сезону. Предварительный аванс морально настраивает производителя на тщательный уход за посадками. Ведь клиентуру мало не потерять, ее нужно и приумножать! Некоторые мелкие фермеры благодаря предоплате к будущей весне уже запланировали покупку мини-трактора.