Эксперты спрогнозировали дальнейшее падение рубля: виновата геополитика

За три прошедших с начала года недели, рубль успел заметно сдать позиции, упав с 73 почти до 77 за доллар и с 84,5 до 87 за евро. Это выглядит странно, если ориентироваться только на экономические факторы. По итогам 2021 года в России зафиксирован экономический рост, увеличение доходов и резервов, профицит бюджета. Плюс нефть в мире подорожала до рекордных за последние 7 лет уровней. Казалось бы, на столь благоприятном фоне валюта должна укрепляться. Но ее курс толкает вниз «взбесившаяся» геополитика: международные инвесторы ждут чуть ли не начала военных действий с участием России. А еще рубль «подталкивает в спину» коварный штамм «Омикрон», грозящий стране и миру новыми вспышками пандемии и локдаунами. Ждать ли на этом фоне обрушения российской национальной валюты, «МК» выяснял у экспертов.

Эксперты спрогнозировали дальнейшее падение рубля: виновата геополитика

Финансовые аналитики сходятся в том, что в настоящее время на курс национальной валюты наибольшее влияние оказывают три фактора: цена нефти, динамика пандемии коронавируса и геополитические факторы. Поскольку нефть марки стабильно торгуется на уровнях выше $87 за баррель (максимум за последние 7 лет), этот фактор укрепляет и стабилизирует рубль.  Зато два остальных фактора толкают его в пропасть. Особенно это касается геополитики: раздуваемая на Западе истерия по-поводу возможного нападения России и Украину, действует на инвесторов, особенно международных, заставляя их «скидывать» рублевые активы и тем самым ослаблять нашу валюту. 

«Геополитический фактор, действительно, в последнее время является главным для динамики рубля, поскольку создает значительную неопределенность и несет большие риски, в том числе санкционные, — говорит Дмитрий Бабин, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций». — Если реализуются пессимистичные сценарии развития текущей ситуации, высокие цены на нефть лишь сгладят негативные последствия, но финансово-экономическая ситуация способна значительно ухудшиться. Уже сейчас инвесторы закладывают в курс рубля эти риски, что делает его недооцененным к той же нефти». Если осенью баррель Brent стоил около 6000 рублей, то сейчас он находится недалеко от исторического максимума, установленного вблизи отметки 6900 рублей. При текущей цене Brent в $87, чтобы это соотносилось с 6000 рублей ранее, доллар должен быть по 69 рублей, а не 76–77 рублей, как сейчас. Эта разница — премия за страновые риски, значительно возросшие из-за ухудшения геополитической обстановки, отмечает эксперт.

Читайте также:  Баланс казахстанского фонда «Самрук Казына» оказался полон зияющих дыр

Фактор сырья сейчас практически не учитывается в курсообразовании рубля, так как на валютном рынке преобладает слишком много эмоций, полагает Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари». «Если в будущем геополитическая ситуация ухудшится, цена нефти для курса рубля будет иметь мало значения: на авансцену выйдут внешние риски и опасность для крупных компаний и банковского сектора, — говорит аналитик. — В случае наличия провокаций извне, рубль может снижаться, сначала до 80 руб. за доллар». По мнению Бодровой, в перспективе ближайшей недели доллар может двигаться в диапазоне 76-78 руб., евро — 86-88 рублей.

«Влияние на курс рубля высоких цен на нефть имеет две составляющие, — продолжает разговор Александр Розман, старший аналитик компании Forex Optimum. — Первая, чисто экономическая: это высокий приток валютной выручки от продажи нефти, которую теоретически конвертируют в рубли, что и вызывает рост курса национальной валюты. Но в России действует бюджетное правило, согласно которому, нефтяные сверхдоходы бюджета конвертируются в иностранную валюту и отправляются в ФНБ. В период с 14 января по 4 февраля, на такие операции ежедневно будет направляться 36,6 млрд. рублей, это в 1,5 раза больше, чем в декабре 2021 года. То есть экономический эффект от высоких нефтяных доходов нивелируются действиями Минфина России. Вторая составляющая — имиджевая. У России есть геополитический образ, который влияет на отношение нерезидентов к российским активам даже сильнее, чем нефтяная составляющая». Эксперт напоминает, что за каждым геополитическим обострением следует обвал цен на нефть: так было в 2008 после событий в Южной Осетии, в 2014 году – после присоединения Крыма.

Во-вторых, инвесторы опасаются ущерба для экономики России от сопутствующих геополитическому обострению антироссийских санкций. Именно поэтому на фоне роста напряженности между Россией и Западом иностранные инвесторы, опасаясь негативных последствий, избавляются от российских активов. Это касается и рынка акций, и долгового рынка, что сопровождается и конвертационными операциями по продаже рубля за иностранную валюту. Отсюда и возникает парадоксальная картина: цены на нефть высокие, а рубль проседает вниз. «Самое страшное для российской валюты может начаться, если из под ног рубля выбьют нефтяную опору, тогда геополитическая напряженность приведет к повторению девальвационного шока по примеру 2008 и 2014 годов», — утверждает Розман.

Читайте также:  Скидки на российское зерно для импортеров астрономически выросли

Негативные последствия для курса нацвалюты в случае военных провокаций на границе России и Украины будут достаточно серьезными. Рубль очень быстро упадет с текущего уровня в 76,5 рублей за доллар до 86 рублей — это около 12% снижения. Но есть и более удручающие прогнозы. «На войне, подобной грузинским событиям, мы увидим доллар по 90 рублей», — считает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал».

В руках Банка России и Минфина есть все необходимые инструменты для предотвращения дестабилизации валютного рынка и бесконтрольного обесценивания рубля. Однако пока эти инструменты никак не используются денежными властями. Соответственно, прогнозы экспертов в случае резкого ухудшения ситуации печальные. «Если начнутся полномасштабные военные действия, то мы можем увидеть курс в районе 95-105 рублей за доллар», — прогнозирует Александр Розман.