Правительство внесло в Госдуму законопроект, предлагающий приостановить до 1 января 2025 года компенсации вкладов, размещенных гражданами в Сбербанке СССР еще в советскую эпоху. Судьба этих денег находится под вопросом уже много лет. Власти регулярно продлевают заморозку выплат, поскольку до сих пор не разработан законодательный механизм процесса компенсаций.
Между тем, речь идет об огромных, неподъемных для федерального бюджета суммах. К 2022 году объем выплат по обесценившимся в 1990-1992 годы советским вкладам, по оценкам финансистов, достигнет 49,7 трлн рублей, а еще через два года — 53,9 трлн. Полная компенсация вкладов бывшего СССР предусмотрена российским законом «О базовой стоимости необходимого социального набора». Предыдущей датой начала его действия значилось 1 января 2024 года. Теперь ее вновь перенесли на 12 месяцев.
Изначально закон, по которому советским вкладчикам положены государственные компенсации за сгоревшие после 1991 года средства, был принят в 1995 году. Он гарантирует восстановление и обеспечение сохранности сбережений граждан, помещенных во вклады Сбербанка СССР до 20 июня 1991 года, во вклады по договорам личного страхования и в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР на территории России до 1 января 1992 года. Выплаты должны проводиться путем перевода в долговые обязательства с использованием долгового рубля. Однако правительство до сих пор не разработало законодательный механизм этой процедуры, и с 2003 года выплата компенсаций постоянно откладывается. А главное – в стране отсутствуют финансовые источники для выплат.
«Был такой итальянский фильм 1971 года – «Следствие закончено, забудьте», — рассуждает эксперт Российского института стратегических исследований Михаил Беляев. – Судя по всему, кабинет министров действует в соответствие с этим изречением: вопрос о компенсации советских вкладов отложен в долгий ящик без дна. Когда наступит 2025 год, его перенесут на 2030-й. Словом, мы наблюдаем чисто чиновничий подход: мол, пусть этим занимается следующий состав правительства, пусть лучше у других голова болит».
Очевидно, отмечает Беляев, что у Минфина попросту нет необходимых cумм. За выплаты должно отвечать государство, то есть, федеральный бюджет, в котором такая статья отсутствует. С каждым годом задача усложняется, «петля» затягивается все сильнее, ведь речь идет не только об основных суммах вкладов, но и о набежавших по ним с начала 1990-х совершенно безумных процентах. Непонятно также, по какому курсу их пересчитывать, учитывая и гиперинфляцию 1992 года, и деноминацию 1998-го, когда производился обмен денежных знаков с коэффициентом 1000:1, то есть одному новому рублю соответствовала тысяча старых. Еще один нерешенный нюанс – юридический: кто сегодня имеет право на эти деньги? Является ли основанием для их получения именная сберкнижка, не прописанная в завещании или ином документе, связанном с правами наследования?