«Долгий ящик без дна»: почему советские вклады вернут нескоро

Правительство внесло в Госдуму законопроект, предлагающий приостановить до 1 января 2025 года компенсации вкладов, размещенных гражданами в Сбербанке СССР еще в советскую эпоху. Судьба этих денег находится под вопросом уже много лет. Власти регулярно продлевают заморозку выплат, поскольку до сих пор не разработан законодательный механизм процесса компенсаций.

«Долгий ящик без дна»: почему советские вклады вернут нескоро

Между тем, речь идет об огромных, неподъемных для федерального бюджета суммах. К 2022 году объем выплат по обесценившимся в 1990-1992 годы советским вкладам, по оценкам финансистов, достигнет 49,7 трлн рублей, а еще через два года — 53,9 трлн. Полная компенсация вкладов бывшего СССР предусмотрена российским законом «О базовой стоимости необходимого социального набора». Предыдущей датой начала его действия значилось 1 января 2024 года. Теперь ее вновь перенесли на 12 месяцев.

Изначально закон, по которому советским вкладчикам положены государственные компенсации за сгоревшие после 1991 года средства, был принят в 1995 году. Он гарантирует восстановление и обеспечение сохранности сбережений граждан, помещенных во вклады Сбербанка СССР до 20 июня 1991 года, во вклады по договорам личного страхования и в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР на территории России до 1 января 1992 года. Выплаты должны проводиться путем перевода в долговые обязательства с использованием долгового рубля. Однако правительство до сих пор не разработало законодательный механизм этой процедуры, и с 2003 года выплата компенсаций постоянно откладывается. А главное – в стране отсутствуют финансовые источники для выплат.

«Был такой итальянский фильм 1971 года – «Следствие закончено, забудьте», — рассуждает эксперт Российского института стратегических исследований Михаил Беляев. – Судя по всему, кабинет министров действует в соответствие с этим изречением: вопрос о компенсации советских вкладов отложен в долгий ящик без дна. Когда наступит 2025 год, его перенесут на 2030-й. Словом, мы наблюдаем чисто чиновничий подход: мол, пусть этим занимается следующий состав правительства, пусть лучше у других голова болит».

Читайте также:  Эксперт объяснил план ЕС оплачивать российский газ в обход санкций

Очевидно, отмечает Беляев, что у Минфина попросту нет необходимых cумм. За выплаты должно отвечать государство, то есть, федеральный бюджет, в котором такая статья отсутствует. С каждым годом задача усложняется, «петля» затягивается все сильнее, ведь речь идет не только об основных суммах вкладов, но и о набежавших по ним с начала 1990-х совершенно безумных процентах. Непонятно также, по какому курсу их пересчитывать, учитывая и гиперинфляцию 1992 года, и деноминацию 1998-го, когда производился обмен денежных знаков с коэффициентом 1000:1, то есть одному новому рублю соответствовала тысяча старых. Еще один нерешенный нюанс – юридический: кто сегодня имеет право на эти деньги? Является ли основанием для их получения именная сберкнижка, не прописанная в завещании или ином документе, связанном с правами наследования?