С автозаправок в Великобритании начали воровать топливо

В Великобритании не утихает топливный кризис. Бензина по-прежнему не хватает на АЗС. В некоторых регионах страны к заправкам продолжают выстраиваться длинные очереди из автомобилей. Жители готовы бросаться в драку, чтобы получить заветные литры топлива. Положение усугубляется и тем, что с 1 октября граждане Евросоюза могут въезжать в Британию только по загранпаспорту – а это означает новый дефицит водителей бензовозов. 

С автозаправок в Великобритании начали воровать топливо

Больше 2 тысяч британских заправок до сих пор остаются без бензина, сообщает агентство Reuters. Розничные продавцы отмечают, что горючее на АЗС кончается быстрее, чем его запасы успевают пополнять. В окрестностях Лондона многие заправочные станции все еще закрыты, а к тем, где все еще имеются запасы топлива, выстраиваются огромные очереди из автомашин.

«Потребуется несколько недель, чтобы вернуть ситуацию на заправках к более нормальному рабочему состоянию без очередей или нехватки топлива на станциях обслуживания», — такой неутешительный прогноз дал в пятницу представитель профсоюза несетевых АЗС Petrol Retailers Association (PRA) Гордон Балмер в интервью радио Bloomberg.

Дефицит горючего пробуждает в британцах не самые симпатичные проявления – пресса рассказывает о драках в очередях на заправках. Автомобилисты проигнорировали призывы властей к спокойствию, загромождая дороги, так что приходилось вызывать полицию.

А в Хэмпшире злоумышленники устроили настоящий ночной налет на автозаправочную станцию, выкачав 30 тысяч литров дизельного топлива на сумму 45 тысяч фунтов. Управляющий этой АЗС рассказал Би-би-си, что эта кража нанесла серьезный удар по его семейному бизнесу, который существует уже более 30 лет и предлагает водителям грузовиков место, где можно припарковаться, поесть, помыться в душе и т.д. Кадры видеонаблюдения зафиксировали два грузовика, прибывших ночью на стоянку, – видно, как вор залезает на один из топливных баков и вставляет в него шланг, чтобы откачать топливо.

Читайте также:  В Великобритании предрекли новые проблемы «Северному потоку-2» из-за ФРГ

Положение усугубляет и тот факт, что с 1 октября британские пограничники перестали пускать в страну граждан Европейского союза (в том числе и водителей бензовозов) по национальным удостоверениям личности. Теперь для пересечения границы им потребуется загранпаспорт. Главная цель нововведения — борьба с поддельными удостоверениями личности. В британском правительстве давно хотели реализовать этот план, однако сделать это получилось только после окончательного выхода Великобритании из Евросоюза.

По данным министерства внутренних дел страны, на границе среди других документов чаще всего изымают фальшивые европейские паспорта. «Мы должны пресечь действия преступников, которые хотят нелегально въехать в нашу страну при помощи поддельных документов», — говорится в распространенном заявлении министра внутренних дел королевства Прити Пател. Глава МВД добавила, что подобная мера позволит Лондону «вернуть себе контроль над иммиграционной системой».

Новые правила не распространяются на проживающих в Великобритании граждан Евросоюза, Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) и Швейцарии, которые до 30 июня успели подать документы на получение статуса резидента. Эти люди смогут въезжать в страну по национальному удостоверению личности вплоть до 31 декабря 2025 года. В общей сложности таких разрешений было выдано около 5,4 млн.

В любом случае новые ограничения не будут способствовать решению проблемы нехватки шоферских рук – многие водители бензовозов, доставляющих топливо на АЗС, это выходцы с континента. Правда, британские власти также объявили о выдаче временных (до Рождества) виз для пяти тысяч иностранных водителей большегрузных автомобилей и пяти с половиной тысяч работников птицефабрик. Эта мера, по идее, должна помочь избежать надвигающегося дефицита товаров в магазинах, о котором много говорят в последнее время в Великобритании.

Однако управляющий директор сети супермаркетов Iceland Ричард Уокер сообщил Би-би-си, что выдача виз начнется не раньше середины октября. «Я не знаю, кто откажется от постоянной работы в Европе ради нескольких недель», — сомневается он.

Читайте также:  Эксперты раскритиковали сочетание льготной и рыночной ипотеки

Более того, эксперты полагают, что 5 тысяч обещанных виз вряд ли помогут восполнить потребность Британии в водителях. А проблема действительно огромная. Ведь в результате пандемии COVID-19, Брекзита, последовавшей за ним новой миграционной политики, а также выхода все большего количества людей на пенсию на британском рынке труда остро ощущается нехватка кадров. По некоторым оценкам, на сегодняшний день стране не хватает более 100 тысяч водителей грузовиков.

После выхода Великобритании из Евросоюза большое количество европейских водителей вернулись в свои страны или сменили место работы из-за дополнительных бюрократических проволочек на границе и потери доходов. По мнению председателя парламентского комитета по транспорту Хью Мерримэна, ситуация улучшится только после того, как условия труда иностранцев будут пересмотрены.

«Проблема нехватки кадров существуют уже многие годы, потому что средний возраст водителей — 55 лет, они уходят на пенсию, а отрасль не потрудилась сделать эту работу привлекательной, — признает Хью Мерримэн. – Слишком долго условия работы были плохими, а те, кто готов был это терпеть, приезжали из-за границы».

Тем временем власти Великобритании утверждают, что принятые ими чрезвычайные меры, в частности развертывание резервных танкеров и привлечение в случае необходимости армейских водителей для развоза бензина, ослабили кризис.

«Сейчас эта ситуация снова находится под контролем. Заправочные станции получают больше топлива, чем продают, и мы уверены, что теперь рынок может решить эту проблему», — сообщил главный секретарь казначейства Саймон Кларк.

Но, по словам министра полиции и борьбы с преступностью Кита Молтхауса, автомобилистов может ждать еще «неделя или около того» длинных очередей на заправочных станциях из-за беспрецедентного спроса на бензин и дизельное топливо. Молтхаус заявил, что в стране сохраняются места, где по-прежнему существуют проблемы с топливом – прежде всего Лондон и юго-восток Англии. Так что до окончания кризиса, кажется, еще далеко.