Курс рубля к доллару оказался занижен на 10%

В понедельник цена на нефть обновила трехлетний максимум и торговалась на уровне $86 за баррель. Федеральный бюджет по итогам года, скорее всего, также побьет рекорд по поступлениям от нефтяного экспорта. Но щедрый «нефтегазовый дождь» слабо отразится на благосостоянии граждан, уверены эксперты.

Курс рубля к доллару оказался занижен на 10% Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ОПЕК

Недавно в рамках сессии Российской энергетической недели Президент РФ Владимир Путин допустил, что цена на «черное золото» скоро может достичь отметки $100 за баррель. О том, исполнится ли пророчество президента, мнения у экспертов разошлись. Одни уверены, что прогноз сбудется, но уже в следующем году. Другие считают, что рынок ждет коррекция не вверх, а вниз. «Цель в $90 за баррель может быть достигнута к концу года, — считает член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. — Психологический уровень в $100 за баррель нефть, вероятнее всего, достигнет в начале будущего года». Рост цен на нефть — это не только новый сырьевой цикл, но и, прежде всего, инфляция доллара. Федрезерв США и другие ведущие мировые центробанки в пандемию напечатали очень много денег, соответственно, после окончания периода ограничений инфляция на сырьевые товары была практически неизбежна, считает эксперт.

«Мы не увидим нефть по $100 за баррель, — вступает в полемику ведущий эксперт Центра политических технологий экономист Никита Масленников. — Цена будет корректироваться». Пока на рынке нефти устойчивый дефицит порядка 1 млн баррелей в сутки. Но ОПЕК будет увеличивать ежемесячно добычу на 400 млн баррелей, и это остудит цену, напоминает эксперт. Прогноз от министерства энергетики США по среднегодовым ценам на нефть в настоящий момент — это $81 за баррель, что также весьма комфортно для российского бюджета. Но почувствуют ли это на своем кошельке россияне?

Читайте также:  Россияне откладывают покупку жилья в ожидании снижения цен

«Текущая система налогообложения настроена так, что от роста нефтяных цен выигрывает именно бюджет РФ, — объясняет исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов. — Сверхдоходы от роста нефтяных цен поступают в Фонд национального благосостояния. Это сделано не просто так. Рост денежной массы в экономике, даже от экспортных операций, приводит к инфляции. Поэтому правительство предпочитает тратить средства ФНБ на дорогостоящие инфраструктурные проекты со значительными сроками окупаемости. Но с 2022 года ситуация может поменяться. На фоне роста мировой инфляции попытки сдерживать инфляцию в РФ могут не дать результата. И, вполне возможно, будет принято решение увеличивать траты ФНБ».

По мнению заместителя руководителя ИАЦ «Альпари» Натальи Мильчаковой, бюджетное правило позволяет накапливать сверхдоходы от экспорта нефти в ФНБ, но в то же время фактически помогает укреплять доллар и евро и ослаблять рубль, так как при высоких ценах на нефть Минфин покупает иностранную валюту. Курс рубля искусственно занижен, полагает эксперт. Цены на нефть сейчас находятся на уровнях трехлетней давности — начала октября 2018 года, но тогда за доллар давали 64–65 руб., то есть курс рубля к доллару сегодня занижен на 9–10%. А все потому, что действует бюджетное правило, позволяющее искусственно поддерживать доллар. Поэтому и значительное большинство россиян не ощущают на себе роста благосостояния, несмотря на высокие цены на нефть. Дополнительные доходы бюджета позволят финансировать и увеличивать социальные выплаты, делать «подарки» отдельным категориям россиян — например, семьям с детьми школьного возраста и пенсионерам. «Это, конечно, хорошо, но принципиальных изменений в уровне жизни и особенно в механизме распределения национального дохода пока не предвидится. Тем более что рубль обесценивается и благодаря росту инфляции, которую мы «импортируем», так как все еще сильно зависимы от импорта потребительских товаров. Так что принципиальных изменений к лучшему в уровне жизни россиян от роста цены до $100 за баррель ожидать пока не следует», — делает вывод собеседница «МК».