Визит в Москву представительной делегации талибов ставит, в частности, вопрос о перспективах российско-афганских экономических отношений. Что Кабулу нужно от нас, в целом понятно – финансовая и гуманитарная помощь. И чем больше, тем лучше. А вот в чем практический интерес российского крупного бизнеса в Афганистане – с этим разобраться сложнее. По оценкам экспертов, продолжающиеся в соседней стране нестабильность и междоусобица делают заведомо бессмысленными любой проект и любые вложения.
Прямо сейчас сотрудничать с режимом талибов на неких совместных экономических, ресурсных площадках не захочет никто. Пока можно рассуждать лишь в категориях «потенциально», «гипотетически», «теоретически». Для России, на первый взгляд, наиболее перспективными стали бы инвестиции в добычу полезных ископаемых, главным образом, нефти и газа. Общий объем их запасов оценивается в Афганистане в 40 млн тонн нефти и 137 млрд кубометров природного газа. Впору также вспомнить об огромных залежах металлов, обнаруженных в 2010 году американскими геологами. Больше всего в афганских недрах оказалось железа (оценочной стоимостью в $421 млрд), меди ($274 млрд), редкоземельного металла ниобия ($81,2 млрд) и лития ($60 млрд), ценнейшего легкого металла, незаменимого в производстве любых аккумуляторов.
Но все эти вожделенные «копи царя Соломона» – в реальности пустой звук. Из-за колоссальных политических и чисто технических рисков ни одна страна в мире, включая Россию, не собирается вести в Афганистане промышленную добычу. Она здесь коммерчески нерентабельна: нефтегазовые залежи находятся, в основном, в труднодоступных горных местах на севере. А что касается, скажем, лития, то разработка его месторождений потребует более 10 лет и гигантских инвестиций. Причем дополнительно – в инфраструктуру горнодобывающей промышленности, которая в Афганистане практически отсутствует.
Пока единственный проект, в котором Москва проявляла желание участвовать (что подтвердил в июле глава МИД Сергей Лавров), связан с прокладкой ТАПИ – газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия мощностью 33 млрд кубометров в год и оценочной стоимостью $10 млрд. Россия могла бы неплохо подзаработать на этой стройке путем поставок своих труб, оборудования и технологий. Работы реально начались в 2018 году, но вскоре забуксовали.
«Это давняя история, проект существует с конца 1990-х годов, – говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Реализоваться ему постоянно мешает отсутствие гарантий безопасности со стороны кабульских властей. С этим же напрямую связана и задача освоения полезных ископаемых. Уверен, дальше разговоров дело не двинется». Как рассказал эксперт, в последнее время попытки зайти на рынок Афганистана предпринимали только Индия, Пакистан и Китай. И по всем без исключения инициативам последовал провал. «Нет никаких оснований верить властям, обещающим инвесторам золотые горы. Для начала следует хотя бы провести переоценку, аудит тех же месторождений, понять, с чем мы реально имеем дело», – считает Масленников.
Теоретически Россия, имеющая большой опыт строительства железных дорог в сопредельных странах (в частности, в Иране), могла бы заняться этим и в Афганистане. Плюс, у нее еще со времен афганской войны осталось здесь огромное количество транспортных средств (тех же «Камазов»), требующих замены, ремонта, модернизации, сервисного обслуживания. Однако, отмечает собеседник «МК», если Москва собирается в дальнейшем вкладываться в какие-то проекты в Афганистане, необходимо условие – финансовые активы этой страны в США должны быть разморожены. Иначе на отдачу рассчитывать трудно. Пока же речь идет, скорее, о прощупывании почвы.
«Все будет зависеть от гарантий безопасности российского бизнеса, это момент краеугольный, – считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Конечно, трубопровод ТАПИ является крупнейшим и потенциально наиболее интересным вариантом сотрудничества между нашими двумя странами. России выгодно иметь еще один маршрут поставки природного газа на второй крупнейший рынок Азии – в Индию». Но пока эксперт сильно сомневается в реалистичности этого проекта.
Кроме того, по мнению Деева, Москва может быть заинтересована в том, чтобы продолжать сотрудничество в области строительства малых ГЭС: несколько последних лет в Афганистане работают компании из РФ – «Инсет» и «Норман». А российские авиаперевозчики предлагали ранее осуществлять перевозки грузов из Афганистана не только в Россию, но и в другие страны. Вполне возможно, на начавшихся переговорах с гостями из Кабула, какие-то из этих проектов обретут реальные очертания…