Власти решили увеличить минимальные цены на водку

С будущего года цены на самый дешевый алкоголь снова подскочат. В соответствие с предложением Минфина, минимальная стоимость горячительного должна официально подрасти в среднем на 7,5%. К примеру, самая доступная бутылка водки будет обходиться теперь в 261 рубль. Эксперты признают, что повышение цен на спиртное является необходимой мерой для борьбы с «зеленым змием», однако нынешние ходы правительства не увенчаются успехом: пить россияне не перестанут, а количество контрафакта не снизится.

Власти решили увеличить минимальные цены на водку

Согласно законопроекту Минфина, минимальная стоимость водки вырастет на 18 рублей. Самый дешевый коньяк, в свою очередь подорожает с 446-и до 480 рублей. Еще одним пунктом предложения ведомства является повышение минимальной цены этилового спирта с 59-и до 63 рублей за литр.

Инициатива Минфина об увеличении стартового порога расценок на алкогольную продукцию и уровень предстоящего повышения вполне оправданы. Накануне новогодних праздников государство постоянно проводит тарифную модернизацию рынка спиртного. Обычно минимальную стоимость индексируют на шаг инфляции. За прошедшее c начала этого года время цены в нашей стране уже поднялись на 8%, так что водка подорожает еще в «щадящем» режиме.

Тем не менее, угроза более жесткой коррекции стоимости одного из излюбленных населением алкогольных напитков все же остается. Помимо минимальной стоимости горячительного, должны повыситься и акцизные ставки на спиртную продукцию. Согласно поправкам в Налоговый кодекс о постепенной индексации, рост также должен определиться годовой инфляцией. То есть, теоретически, подорожание в алкомаркетах рискует заметно опередить ценовую конъюнктуру остальной продуктовой линейки.

Тем не менее, как полагает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, пока преждевременно готовиться к запредельному рывку стоимости спиртного. «Повышение цен на размер инфляции не ущемляет интересы покупателя, поскольку законодательно подтверждено. По ряду некоторых товаров многие производители ограничат индексацию именно порогом общего повышения цен. Поэтому бутылку «беленькой» можно будет найти за обещанную минимальную стоимость», — успокаивает эксперт.

Читайте также:  Посетивший Киргизию россиянин поделился эмоциями: «Как будто прилетел с Луны»

Вместе с тем, постоянно поднимая розничные расценки на выпивку, государство, скорее, элементарно увеличивает доходную часть казны, но не решает основных задач индексации спиртного. Как отмечено в предложении Минфина, существующие «минимальные цены ставят под угрозу участников легального рынка». «Увеличивая официальную стоимость горячительного, с контрафактом не справиться. Более того, подобная мера может предоставить бутлегерам возможность повышать сборы за паленую продукцию», — предупреждает Янин.

Еще одна государственная задача, которую ставят перед собой чиновники, регулируя алкогольный сектор, — сокращение потребления спиртного — также может остаться лишь на бумаге. Государство постоянно отчитывается об успешной борьбе России с «зеленым змием», однако независимые эксперты слабо верят официальной статистике. По словам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, сегодня потребление чистого спирта в нашей стране составляет около 11-12 литров в год на человека. Это примерно столько же, сколько россияне выпивали в 2009 году. Наблюдается другая, более тревожная тенденция, касающаяся изменения качества потребляемого алкоголя. Население переходит на более дешевую и крепкую продукцию. Так, в 2020 году продажи водки в России увеличились на 2%.

При этом, даже после индексации цен водка останется самым доступным крепким спиртным напитком: коньяк и бренди, чья минимальная цена также вырастет, стоят гораздо дороже. «Существует риск, что после роста цен для многих людей станут не по карману другие алкогольные напитки, — полагает Янин. — Одни найдут в себе силы отказаться от горячительного, но многие, к сожалению, остановят свой выбор на сорокаградусных изделиях».