Новый год для среднестатистического россиянина больше не ассоциируется с безмятежным отдыхом и подарками под елкой. Многие с грустью отмечают: декабрь уже перевалил за половину, а предновогоднего настроения нет. Потому что праздновать не на что. Удручающие результаты показал опрос жителей России. Каждый пятый (!) наш соотечественник признался, что, получив годовую премию, потратит ее вовсе не на подарки близким и не на отдых, а на погашение кредитов и выплату долгов.
В этом году число тех, кто радуется 13-й зарплате или неожиданно свалившейся на него премии как возможности хотя бы частично ослабить на своей шее удавку кредиторов, достигло 20%. Между тем в 2020-м (казалось бы, тоже экономически непростом году) таких было только 14%. И эта разница по статистическим меркам приличная.
На подарки друзьям и близким потратить «дополнительные» деньги готовы вдвое меньше россиян – каждый десятый (в прошлом году таких было 12%), на отпуск – 11% (в 2020-м – 13%). А уж порадовать чем-нибудь себя любимого – собственно самого трудягу, пахавшего целый год и «напахавшего» на премию, планируют только 3% опрошенных. Ведь когда на тебе висит кредит и не один, о себе забываешь прежде всего.
Загонять себя в долговую яму россияне начали давно, медленно и методично, и, как следствие, в этом году у каждой пятой части населения она оказалась настолько глубокой, что тут уже не до новогодних удовольствий.
Ситуация, в которую попала 34-летняя Евгения Титова, типична.
– Я из Лобни, много лет снимаю в Москве скромную однушку, работаю. Летом взяла кредит и поехала отдохнуть. Вернулась, и чтобы погасить его – завела кредитку другого банка. Тут хозяйка звонит, и говорит, что на пять тысяч повышает аренду, представляете? Мол, коммуналка подорожала, продукты… Но я же тоже эти продукты покупаю и для меня они тоже подорожали! Хотела съехать, а варианта дешевле – нет! Теперь каждый раз, когда приходит зарплата, откладываю 35 тысяч на квартиру, еще 16 – на погашение кредитов, смотрю на то, что осталось, и плачу. О Новом годе, подарках и прочем сейчас даже думать не хочу. Для меня это что-то очень далекое.
Предновогодняя 13-я зарплата, по словам Евгении, позвонит ей кинуть дополнительные деньги на кредитку. Подарки родителям на этот раз будут чисто символическими.
И таких историй море.
– В марте у меня умер отец. Сами понимаете, сколько сейчас стоят похоронные услуги. Мы с женой взяли в кредит 250 тысяч, – рассказывает сотрудник торговой фирмы Дмитрий Остапенко. – Сам я ненавижу кредиты, понимая, что они выгодны только банкам, и раньше никогда их не брал. Поэтому хочу побыстрее всё закрыть. Но выплачивать больше установленного ежемесячного платежа не получается – почти всё уходит на продукты, коммунальные услуги, бензин и так далее. Причем в каждом месяце траты получаются все больше, хотя ничего лишнего с женой себе не позволяем. Гендиректор пообещал в конце года премию. Сумму не знаю, но уже понятно, на что она пойдет. На праздники никуда не едем. Отдых подождет, вся жизнь впереди.
У экспертов-экономистов есть простое и четкое объяснение возникшей ситуации.
– Существенный рост доли россиян, которые будут вынуждены направить «тринадцатую зарплату» на закрытие кредитов и погашение долгов, является прямым следствием падения уровня жизни граждан из-за безудержной инфляции в 2021 году, – пояснил «МК» старший аналитик компании «Esperio» Антон Быков. — В официальных отчетах мы этого не найдем. Напротив, данные Росстата России демонстрируют рост реальных доходов граждан за 9 месяцев 2021 года на 4,1%, рост реальных заработных плат за тот же период на 2 %, сокращение бедности в 2021 году на 2 млн. человек с 13,3% до 12,1%. Мы прекрасно понимаем, как такие показатели достигаются, как при подсчете можно уменьшить официальную инфляцию и благодаря этому реальные доходы, заработные платы выйдут из отрицательной зоны на положительную. Мы понимаем, как с помощью «настроек» в методологии подсчета бедности, простым добавлением понятия «границы бедности», которая индексируется по официальной инфляции, а значит, структурно отстает от роста медианной заработной платы, можно увеличение уровня бедности обернуть в ее сокращение. Все эти статистические приемы понятны и, возможно даже, оправданы в информационном и экономическом противостоянии с условным Западом». Но реальность, которая все реже, но все-таки выскакивает через различные негосударственные исследования, напоминает нам о том, что экономическая ситуация для рядовых граждан продолжает ухудшаться.