Инфляция и, правда, замедлилась, уверяет Росстат: опубликованные вечером 13 мая данные показывают, что в апреле цены выросли на 1,56%, по сравнению с мартом, в то время как в марте они подскочили на 7,6%, по сравнению с февралем. Но сильно радоваться не стоит, считает эксперт.
Главное статистическое ведомство страны опубликовало индекс потребительских цен на основные продукты питания, непродовольственные товары и услуги за апрель 2022 года. Средний рост по всем группам товаров и услуг, которые мониторит Росстат — 1,56%, по сравнению с мартом, 11,67% — с начала года и 17,83% — в годовом выражении.
Быстрее всего росли продовольственные товары — на 3,4%, за исключением плодоовощной продукции, которая чуть-чуть подешевела (на 0,35%). В целом продукты с начала года подорожали на 13,81%, а по сравнению с апрелем прошлого года — уже на 22 с лишним процентов.
Некоторые плоды и овощи, может, потому сейчас чуть подешевели, что до этого росли ускоренными темпами, и по сравнению с прошлым годом уже выросли в цене на 33%.
Если взять непродовольственные товары, то рекорды подорожания в апреле поставили мыло (плюс 12%), женские гигиенические прокладки (на 11,9%), бритвенные станки одноразовые, пена для бритья и шампуни (около 9%). Бытовая техника частично подешевела (телевизоры, мониторы для компостеров, ноутбуки и пылесосы примерно на 13-14%).
О том, есть ли сейчас у россиян повод для радости, «МК» поговорил с экономистом Игорем Николаевым.
— Мы видим, что инфляция, безусловно, замедлилась. Темпы роста цен замедлились, что хорошо. Но вниз-то они не пошли! То есть в марте цены скакнули, а в апреле просто росли не так быстро, как в марте. Причём этот небольшой прирост идет без каких-либо гарантий, что новых скачков не будет. И в годовом выражении инфляция все равно уже к 20% приближается…
— Уже 17,83%…
— Да, так что утешение слабое, я бы сказал. Вот если бы свершилось чудо и цены отыграли назад… но на это трудно было рассчитывать. Этого нет и не будет в нашей экономике. А при оценке перспектив надо учитывать инфляционные ожидания и смотреть на ситуацию с точки зрения проинфляционных факторов. Неопределенность экономической ситуации сохраняется очень высокая. Курс рубля укрепился…
— Он чудесный просто. Доллар стоит около 65 рублей, евро — около 69 рублей… существенно меньше, чем в январе, ещё до начала спецоперации и последовавших санкций.
— Да, курс чудесный. Но мы все понимаем, что он в огромной степени искусственный, из-за тех валютных ограничений, которые были введены. Конечно, есть и экономическая основа у процесса укрепления рубля — то, что сейчас импорт намного меньше, чем экспорт.
— Потому что санкции, не продают и не привозят товары в Россию?
— И ещё экспорт растет, потому что хотят закупиться западные страны российской нефтью до того, как введут на неё ограничения. А что потом?… Поэтому если посмотреть на апрельский результат с точки зрения этих факторов, которые могут определять будущую инфляцию, то расслабляться не стоит. Порадуемся, конечно, но не сильно. Не будем преувеличивать этот факт.
— В последнее время все чаще говорят, что низкий курс рубля, конечно, сдерживает инфляцию, но плох для бюджета, который получает меньше рублей, чем мог бы. Если власти предпримут меры по дальнейшему смягчению валютных ограничений, это окажет серьёзное влияние на инфляцию?
— Курс рубля по-прежнему является важным фактором, и, безусловно, это повлияет. Если курс рубля развернется в обратную сторону — мы опять увидим еженедельные темпы роста цен не 0,1-0,2%, а в разы больше.