Собственники российских торговых центров начали массово выставлять их на продажу из-за ухода из страны иностранных брендов. В апреле 2022 года предложений о продаже этих объектов выросло в два-три раза по сравнению с аналогичным периодом 2021-го.
Как рассказал «Известиям» глава Союза торговых центров Булат Шакиров, на рынке появились около сотни доступных для покупки ТЦ, тогда как всего в стране их насчитывается почти три тысячи.
Речь идет об объектах площадью 10-50 тысяч квадратных метров, которые в основном расположены в крупных городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других. В то же время речь о продаже знаковых торговых центров Москвы пока не идет.
Желание владельцев избавиться от ТЦ связывают с сокращением числа посетителей. Трафик сократился на 10 процентов по сравнению с прошлым годом и на четверть по сравнению с 2020-м.
Ситуацию усугубил уход с российского рынка иностранных брендов, которые арендовали до 30-40 процентов площадей.
По словам Шакирова, как правило, магазины оплачивают аренду в зависимости от оборота, а в контрактах фиксируется процент от реализации.
В настоящее время действует другая схема, когда приостановившие работу арендаторы платят фиксированную сумму. Однако торговые центры не ориентированы на такую финансовую модель, при которой сократились как арендные платежи, так и выручка.
Генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых добавил, что крупные ТЦ с западными и ритейлерами потеряли больше, чем торговые центры в объектах. При этом чаще на продажу выставляют объекты в регионах, где покупательная способность населения снижается быстрее.